оптимизации мышления методы


оптимизации мышления методы
        ОПТИМИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЕТОДЫ (от лат. optimus — наилучший) — специальные практические психолого-педагогические приемы, направленные на повышение эффективности протекания мыслительного процесса, его продуктивности. Разработка конкретного метода обусловлена тем или иным теоретическим подходом к пониманию природы мышления, его механизмов. Различают два типа мышления: репродуктивное и продуктивное, или творческое. Соответственно для каждого из этих типов существуют свои методы оптимизации.
        Основное отличие методов оптимизации репродуктивного мышления состоит в том, что в этом случае происходит в основном обучение определенным интеллектуальным приемам, тогда как в случае продуктивного мышления большое внимание уделяется, с одной стороны, знакомству с методологической основой мыслительной деятельности и эвристическими приемами, а с другой — активизации продуктивной личностной позиции, эмоциональным и интуитивным процессам, культуре групповой коммуникации.
        У Гордон разработал систему приемов повышения эффективности мышления под общим названием «си-нектика». Его подход основан на следующих допущениях: 1) творческая эффективность людей может быть существенным образом повышена, если они поймут суть психологического процесса, которым оперируют; 2) в творческом процессе эмоциональный и иррациональный компоненты более важны, чем интеллектуальный и рациональный.
        Г.С. Альтшуллер, выдвинувший теорию решения изобретательских задач, занимался обучением элементам творческих умений на материале решения конструктор-ско-изобретательских задач. Им выделена следующая последовательность этапов решения задачи: столкновение с ситуацией, в которой необходимо что-то изменить; постановка задачи (изменить имеющуюся систему или заменить ее другой системой); построение модели задачи — фиксация технического противоречия; воссоздание идеального конечного результата; формулировка физического противоречия; физическое решение; техническое решение; расчетное решение.
        А.В. Брушлинский рассматривал проблемное обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков) как педагогический подход, способствующий развитию мышления, а не только усвоению знаний. Суть данного подхода состоит в том, что учащийся становится в позицию «первооткрывателя», когда ему необходимо самостоятельно получить какие-то знания. При этом специальное инициирование педагогом противоречий в ситуации, требующей разрешения, побуждает учащегося к проявлению творческого мышления.
        Метод индуцирования психоинтеллектуальной деятельности (ИПИД), разработанный В.В. Чавчанидзе и его сотрудниками, основан на представлении о кван-тово-волновой природе процессов мышления и заключается в том, что члены группы, в соответствии со специальными закрепленными за ними ролевыми функциями и основываясь на специальном вопроснике (психоэвристической программе), стараются путем вопросов активизировать психоинтеллектуальную деятельность одного из участников процесса.
        П.Я. Гальпериным и его сотрудниками (В.Л.Данилова, Н.Р. Котик) был осуществлен цикл исследований по возможностям поэтапного формирования мышления при решении широкого класса задач, в том числе задач на соображение. Исследователи ориентировались на формирование системы умственных действий, призванных обеспечить упорядоченность, дисциплинированность мышления в процессе решения задачи, главным образом, на первоначальном этапе анализа ее исходных условий.
        И П. Калошиной разработан нормативный подход к творческому мышлению и его обучению. В основе методов оптимизации мышления лежит обучение использованию при решении творческих задач методологических или предметных знаний, а также следующих методологических приемов: деятельностный подход к явлениям, логический подход, диалектический и системный подходы.
        Систематизация эвристических приемов (операций творческого мышления) в решении задач предложена И.И. Ильясовым. Она включает 10—11 различных семейств приемов, которые по своему содержанию предназначены либо для осуществления анализа условий задачи, либо для поиска решения, либо для проверки предлагаемых решений. Согласно автору, овладение эвристическими приемами более эффективно, если происходит на основе осознания их состава, а не бессознательным образом.
        Подход к оптимизации творческого мышления, предложенный И.Н. Семёновым и СЮ. Степановым, предусматривает активизацию у субъекта, решающего творческую задачу, продуктивной личностной позиции и глубокой рефлексии интеллектуальных и личностных противоречий, возникающих в ситуации задачи. СЮ. Степановым разработан метод проблемно-рефлексивного диалога. Позднее данный метод был изменен И.В. Палагиной для работы с диадой учащихся. Для оптимизации решения творческих задач в условиях группового взаимодействия СЮ. Степанов совместно с А.В. Растянниковым разработали метод проблемно-рефлексивного полилога.
        А.В. Растянников
        Лит.: Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979; Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 1; Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 80—84; Гаджиев Ч.М. Организация коллективного изобретательства // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 266—279; Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983; Семёнов И.Н., Степанов СЮ. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990; Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. — Воронеж, 1996; Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997; Меерович М. И., ШрагинаЛ.И. Технологии творческого мышления. Минск, — М., 2000; Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 2001.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "оптимизации мышления методы" в других словарях:

  • Методы активного обучения — (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала …   Википедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • Парадигма — (Paradigm) Определение парадигмы, история возникновения парадигмы Информация об определении парадигмы, история возникновения парадигмы Содержание Содержание История возникновения Частные случаи (лингвистика) Управленческая парадигма Парадигма… …   Энциклопедия инвестора

  • Левин, Виталий Ильич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левин (фамилия). Левин Виталий Ильич Дата рождения: 17 мая 1936(1936 05 17) (76 лет) Место рождения: Одесса Научная сфера: математика …   Википедия

  • Левин Виталий Ильич — Виталий Ильич Левин (17 мая 1936, Одесса) российский инженер математик, кибернетик, историк. Содержание 1 Биография 2 Основные научные результаты 3 Сочинения …   Википедия

  • КИБЕРНЕТИКА — (от греч. kybernetike [techne] – искусство управления) – наука о самоуправляющихся машинах, в частности о машинах с электронным управлением («электронный мозг»). Кибернетика получила самое широкое распространение в последней трети 20 в. и сейчас… …   Философская энциклопедия

  • Прикладные исследования — (НИР и ОКР, applied research, research and development R D) – научные исследования, направленные на решение социально практических проблем. Наука (science) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая… …   Википедия

  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ —         (активное социальное обучение). Это комплексное социально дидактическое направление, ориентированное на широкий охват различных сфер социальной практики; использует разные формы и методы активного психологического и социально… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Антикризисное управление — (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… …   Энциклопедия инвестора

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.